"ЭкоГрад" и призеры Экологического студенческого форуму 2018. Анастасия Гаврюшина, Марьяна Крылова (МАрхИ) .

"ЭкоГрад" и призеры Экологического студенческого форуму 2018. Анастасия Гаврюшина, Марьяна Крылова (МАрхИ) . - фото 1Каким должно быть пространство для отдыха и учебы в вузе? Студенты и выпускники вузов предложили свое видение приятного и вдохновляющего места в учебном заведении

.

В октябре 2018 года были подведены итоги открытого молодежного конкурса на разработку концепции общественной зоны «Зона отдыха в университете: пространство для учебы, релакса и общения». Конкурс организован Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Ольга Сосницкая, заместитель начальника Управления особо охраняемых природных территорий Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, отметила важность проведения подобных конкурсов: «Мы стараемся поддерживать студентов и молодых специалистов, которые в будущем планируют работать с природными пространствами города».

Победителями открытого молодежного конкурса «Зона отдыха в университете: пространство для учебы, релакса и общения» стали следующие работы.

Первое место занял проект Гаврюшиной Анастасии Николаевны и Крыловой Марьяны Кирилловны, выпускниц Московского архитектурного института. Проектируемый участок находится на территории Московского авиационного технологического института (МАТИ). Основная идея проекта заключается в том, чтобы создать движущийся объект, который бы мог запустить любой желающий без использования специальных навыков или инструментов. В данном случае длинный деревянный цилиндр, под которым скрывается пропеллер, позволяющий «турбине» вертеться. Лопасти вращающегося механизма также выполнены из древесины, а несущий каркас предлагается изготовить из алюминия. В нижней части объекта находится большое просторное сидение, округлой формы. Здесь можно удобно отдыхать, рисовать, чертить, работать и обсуждать курсовые проекты.

В стремительно развивающемся мире постоянно требуется балансировать на грани между сохранением исторической застройки учебных заведений и созданием нового современного пространства, которое будет адаптировано под нужды образовательного процесса. К тому же это касается всех образовательных сооружений с любым профильным уклоном, так как быстрое развитие цифровых технологий и появление все новых способов коммуникации между людьми (таких как телефоны, ноутбуки, Gopro и т.д.) объединяет студентов всех вузов вне зависимости от их будущей профессии. Все это подталкивает архитекторов к созданию открытых многофункциональных площадок на территории институтов и университетов, которые смогли бы привлечь внимание молодых людей и помочь им найти новый способ общения между собой.

Проблемы такого рода можно решить при помощи благоустроенных рекреационных зон, которые должны находиться в непосредственной близости от места обучения. Такие зоны должны быть открыты как для педагогов, так и для их учеников и обеспечивать не только места для комфортного отдыха и свободного общения, но и должны предлагать виды активной деятельности.

Мы предлагаем рассмотреть данную проблему и способы ее решения на конкретном примере. Проектируемый участок находится на территории Московского авиационного технологического института (МАТИ) в самом центре архитектурного ансамбля. Площадь внутреннего двора составляет 6200 квадратных метров.

Данная территория была выбрана, так как она находится в самом центре студенческой жизни института. Из любого окна здания открывается чудесный вид на зеленый газон. Однако, на сегодняшний момент, этот большой участок находится в полном запустении. На такую огромную площадь на участке находится всего 4 скамейки и узенькие дорожки, которые не могут разместить более 9500 студентов, не говоря уже о преподавательском составе и гостях университета.
Однако недостатки данной территории можно превратить в ее достоинства. Большое открытое пространство открывает беспрецедентные возможности для проектирования малых архитектурных форм. Необходимые для студенческого кампуса зоны для общения, отдыха, активных игр, работы и прогулок на свежем воздухе — все это можно разместить здесь так, чтобы это удовлетворило потребности всех участников образовательного процесса.

В результате тщательного анализа участка проектирования и последующего этапа разработки малых архитектурных форм необходимо получить многофункциональный объект, который бы мог служить навесом, местом для сидения, рабочим пространством и т. д. Реализация проекта должна стоить не более 300000 руб., а сама конструкция должна быть визуально привлекательной и понятной в использовании.

Мы хотели, чтобы концепция нашего проекта отражала профиль института, на территории которого мы проектировали наш многофункциональный объект. Как следует из названия, МАТИ — это высшее учебное заведение, готовящее высококлассных профессионалов в области авиации, информационных технологий, аэрокосмических конструкций и т.д. Поэтому в качестве основы нашего модуля использовалась форма турбины самолета.

Основная идея нашего проекта была в том, чтобы создать движущийся объект, который бы мог запустить любой желающий без использования специальных навыков или инструментов. В данном случае мы предлагаем длинный деревянный цилиндр, под которым скрывается пропеллер, позволяющий «турбине» вертеться. Лопасти вращающегося механизма также выполнены из древесины, а несущий каркас предлагается изготовить из алюминия. Конструктивный материал для столь необычной малой архитектурной формы был выбран не случайно, а из-за его особенных эксплуатационно-технических характеристик. Почти все современные самолеты на сегодняшний момент изготовляются из этого «крылатого металла».

В нижней части нашего объекта находится большое просторное сидение, округлой формы, диаметром 4100 м. Это место рассчитано сразу на несколько человек, так чтобы они могли им пользоваться одновременно друг с другом. Здесь удобно рисовать, чертить, работать обсуждать курсовые проекты и прочее. От выпадения случайных осадков студентов сможет защитить все тот же деревянный цилиндр. С одной стороны он расположен достаточно высоко, чтобы людям было удобно пользоваться сиденьем, а с другой он будет работать, как купол, надежно укрывающий всех от дождя и снега.

Как уже говорилось ранее, основными материалами являются древесина и алюминий. Жестко закрепленный металлический каркас обшит специально обработанной древесиной. Жесткая заделка несущей опоры выполняется с помощью бетона М 150 (уровень заливки бетона — 1200 от точки нуля). Движение металлического каркаса обеспечивается с помощью шарикового подшипника качения и конической прямозубной шестерней. Положение лопастей крыльчатки меняется при движении скамейки круглой формы вокруг своей оси.

В первоначальном плане реализации данного проекта предлагается установить три динамических объекта, на благоустроенном участке (в дальнейшем, это число можно увеличить). Мы предлагаем полностью избавиться от четко организованных пешеходных дорожек, и заменить их на свободную пространственную композицию из простого мощения и зеленых клумб.

Продуманный план озеленения участка предусматривает возможность посадки как больших, так и малых растений, в том числе: деревьев, кустарников, цветов, трав и т.д.

Итоговая композиция проекта выглядит следующим образом:
Можно с уверенностью сказать, что предложенное решение отвечает всем требованиям, предъявляемым к конкурсной работе, в том числе:
функциональность;
очевидность использования;
узнаваемость, яркий образ;
эстетическая привлекательность;
экологичность используемых материалов;
простота конструкции;
вандалоустойчивость;
отсутствие необходимости постоянного ухода;
возможность быстрой реализации.

Однако данный проект также и разрабатывался с целью создать новое представление о возможностях архитектуры малых форм, доказать, что самые необычные решения могут привлечь необходимое внимание и стать новым источником для вдохновения. Деревянные турбины должны напомнить студентам, что на территории своего вуза они проектируют не просто самолеты, а пространство для комфортного перемещения, а, возможно, и жизни над землей. Такой необычный взгляд на дворовую территорию мог бы вдохновить молодое поколение инженеров на проектирование новых современных самолетов.

"ЭкоГрад" и призеры Экологического студенческого форуму 2018. Анастасия Гаврюшина, Марьяна Крылова (МАрхИ) . - фото 2

"ЭкоГрад" и призеры Экологического студенческого форуму 2018. Анастасия Гаврюшина, Марьяна Крылова (МАрхИ) . - фото 3

И вот что увидел и услышал "ЭкоГрад"

ВИДЕО

 

Конкурс проводится второй год и интерес к нему растет. В 2017 году на конкурс было подано 42 проекта, в 2018 — участники подготовили 51 проект.

К участию в конкурсе были приглашены студенты или недавние выпускники высших учебных заведений Москвы, специалисты в области архитектуры, дизайна, ландшафтного дизайна. Каждый конкурсант должен был выбрать площадку на территории одного из московских вузов и предложить эскизы мебели и малых форм для ее преображения.

Александр ПЕРЕПЕЧКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить