Концептуальная идея

Концептуальная идея - фото 1Редактор отдела философии журнала «ЭкоГрад» Магомед Султанов-Барсов представляет любителям мудрости нового казахстанского автора. Это Серик Рысжанов, религиозный публицист, автор ряда работ по национальной идее казахов.

 

В самом деле, в постсоветское время казахи серьезно взялись за философию. И хотя на поприще мировой гуманитарной науки еще нет ни одного крупного казахского философа, широта увлечения молодых казахов философией вызывает восхищение. Такого интереса к познанию бытия и сознания не проявляют ни в одной другой бывшей союзной республике. Так что очень возможно, что именно среди казахов появится второй гений арабо-мусульманского перипатетизма, Абу Наср Аль-Фараби (ок. 872 — ок. 951).

 

Впрочем, судите сами. Желающие оппонировать Серику Рысжанову могут излагать свою критику или выразить солидарность в соцсети Фейсбук, где можно познакомиться и с самим автором. 

 

Идея

Моя идея концептуальна (основана на концепциях) потому, что в ней учтены все бытийно-онтологические стороны действительности. Она нацелена на производство универсальной доктрины/учения для достижения объективной справедливости.

 

Составной частью моей будущей концепции являются: 1) форма и суть, 2) смысл и значение, 3) становление и исправление, 4) пример и образец. Смысл существования берется из двух источников: бытийного и запредельного, т. е. имманентного и трансцендентного, которые могут быть синтезированы и приведены в стройный концептуальный порядок методом высшей метафизики, компетентной в вопросах посюстороннего (земного) и потустороннего (загробного).

 

Демонстрация идеи

 

Функционирование живых одушевленных существ основано на принципе взаимопоглощения. Взаимопоглощение есть не что иное, как пищевая цепочка, согласно которой плотоядные пожирают травоядных, и человек как вид, хотя и стоит на вершине этой цепочки, не составляет исключения из общего правила. На этом зиждется алгоритм существования, заключающийся в использовании друг друга для поддержания жизни сперва индивидуальной, а в сумме — всей совокупной сферы одушевленных существ.

 

Поддержание жизни и ее развитие напрямую связаны с ареалом обитания, с его природно-климатическими особенностями, исходя из которых великий арабо-мусульманский перипатетик Ибн Халдун (1338–1406) сформулировал свою историографическую концепцию, ставшую лишь в ХХ веке парадигмой (господствующей идеей).

 

Люди физиологически являются неотъемлемой частью животного мира. Причастность людей к животному миру объясняется просто: всё, что имеет автономное тело и живот, употребляет материально-органическую пищу и производит обмен веществ, является — животным. Куда сложнее объяснить духовно-познавательную исключительность человека, сохраняющего в себе инстинкты и рефлексы животного мира. Но поскольку в человеке и только в человеке формируются заложенные в его природу помимо физиологических инстинктов еще и логические рефлексы, то его поведение, повадки, действия восходят на вершину пирамиды жизни.

 

Существующие принципы логических рефлексов определяют смысл на период «здесь и сейчас» с учетом прошлого, настоящего и будущего. В полноценном обществе общие интересы транслирует управляющий слой — элита общества. Она же вырабатывает пути и методы реализации общих интересов. Данный фактор направляет вектор политики управляющего слоя к поставленной цели по логике бытийного и/или реалистического мировоззрения. Описываемая система на практике выражается как отстаивание национальных интересов.

 

Интересы управленческого слоя сугубо прагматичны. Прагматика предполагает использование таких «брендов», как справедливость, свобода, закон и т. д. А в действительности целью декларируемых лозунгов является манипуляция массами. Массы для элиты служат средством или инструментом реализации проекта и вместе с тем источником материального блага и социальных услуг. Поэтому должно быть ясно, что бытийное мировоззрение не оставляет места концепции объективной справедливости, она подменяется симулякрами, то есть внешне справедливыми, а по сути ложными идеями.

 

Идеологическая мотивация — путь и метод

установления справедливости

 

Весь известный исторический период люди интересовались метафизической стороной бытия. В большинстве своих идей и концепций метафизика давала объяснение окружающего мира, будучи в синтезе с бытийным, или земным и трансцендентным, или небесным факторами мироздания. Для понимания сущего массам предлагались определенные идеологические смыслы, суть которых заключалась в самых разных идеях, логически верных и противоречивых, ориентирующих людей на справедливость и всевозможные злодеяния. И этим фактором определялась борьба умов и идей, распространяющаяся даже сегодня на кланы, социальные группы и целые государства.

 

Однако, в пику предлагаемым смыслам, среди людей появилась идея, основанная на идеальном монотеизме.

 

Идеальный монотеизм разрывает монический взгляд по линии Создатель — Бытие. Идеальный монотеизм дает понятие эфемерности мироздания и не оставляет в абсолютной реальности ничего, кроме Абсолютной Неизменности. Такой смысл существования преодолевает границы тотального «все» и задает глобальные, опережающие бытийный смысл цели.

 

Бытийный смысл существования на начальной стадии реализации дает неплохие результаты, но в конечном итоге обречен на дисгармонию в обществе. Трансцендентный смысл существования направлен за пределы тотального «все», что автоматически обесценивает бытийный смысл, то есть определяет для него подчиненный статус.

 

Иными словами, главным критерием итога жизнедеятельности мыслящей части общества выступает деятельность, направленная на гармонизацию общественно-политических и духовно-познавательных отношений, что выражается в исправлении среды обитания.

 

Исправление среды обитания

Согласно идеальному монотеизму, достижение следующего этапа развития личности связано с деятельностью, направленной на исправление дисбаланса в обществе. Дисбаланс представляет собой отход от соразмерности между слоями общества и нарушение справедливости в отношениях между людьми. Дисбаланс в управлении и социальной коммуникации производит некорректное состояние всего общества, не позволяет гармонично развиваться всем слоям социума, не дает раскрыться человеческому потенциалу в полной мере.

 

Справедливость и соразмерность должны стать константами (непреложными истинами), позволяющими упорядочить и развивать управление и социальную коммуникацию. Стремление к соразмерности и справедливости дает возможность разработать глобальный проект и определяет форму деятельности элиты и основной массы общества.

 

Справедливость и соразмерность должны пронизывать все слои общества снизу доверху, без исключения. Именно поэтому исправление дисбаланса необходимо начинать с семьи и распространять до управленческой элиты. А чтобы данный постулат реально работал, в управлении должны быть задействованы идейно мотивированные люди.

 

Пример для всех

Индивидуальное исправление выражается в отходе от сложившейся исторически порочной практики бюрократии, коррупции и прочих уголовно-преступных тенденций. Только тогда парадигмы взаимоотношений в семье, на работе, социально-экономической сфере, в коммуникациях с чиновниками и политиками могут быть реализованы.

 

Предлагаемый метод должен скорректировать шкалу ценностей на основе соразмерности и справедливости.

 

Исправление социокультурной среды предполагает установление на всех уровнях общества соразмерных и справедливых правил, принципов, законов и традиций. Результатом данной установки будет баланс всех социальных отношений на практике, что неизбежно создаст эффективную систему справедливого функционирования общества.

 

Индивидуальное исправление вкупе с позитивно-прогрессивными преобразованиями социума, согласно принципу справедливости и соразмерности, закономерно даст примеры гармонизации отношений между личностями и, соответственно, между народами, обществами и государствами. 

 

Гармонизация коммуникации между слоями социума без искусственной (симулякровой, ложной) пропаганды будет рекламировать само себя за счет наглядных позитивно-прогрессивных результатов. Вырабатываемая система отношений поднимет сложнейшие вопросы практически во всех системах управления. А это, как несложно предугадать, вызовет две реакции: агрессивно-противодействующую и солидарно-дружественную.

 

Агрессивность будет продиктована инстинктом самосохранения сложившейся системы управления. Дружественность, напротив, будет подталкиваться стремлением к переформатированию системы управления обществом. Реализация данной концепции должно опираться на три главных принципа:

Соразмерность.

Справедливость.

Исполнение.

Заключение

 

Данная идея пока еще находится в процессе своей концептуализации, то есть становления идеологическим учением. Стало быть, предполагаемая концепция закладывает логическую линию стратегии программы создания общенациональной доктрины.

 

Казахи должны осмыслить свое предназначение в планетарном масштабе, задать точки опоры реализации осмысления в виде соразмерности и справедливости. Заданная основа станет стандартом определения дисбаланса в обществе и позволит разработать механизм его устранения. Устранение дисбаланса на всех уровнях приведет к гармонизации отношений в обществе и выведет устройство нашего общества в ранг эталона-примера для всех цивилизаций.

 

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, должно быть ясно,  что настоящая концептуальная идея позволяет определить вектор развития национальной идеи казахов.

 

Серик РЫСЖАНОВ.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить