Loading...

Творческий вечер архитектора Сергея Чобана

9 августа 2018 года в зале Правления в офисе РОСНАНО (Москва, пр-т 60-летия Октября, д. 10A) состоялся творческий вечер архитектора Сергея Энверовича Чобана.

01 foto Schoban ROSNANO 090818

 

Сергей Энверович Чобан – российский и немецкий архитектор, работающий в различных городах Европы и Российской Федерации. Член Союза немецких архитекторов (BDA), Союза архитекторов России и Союза художников России, академик Московского отделения Международной академии архитектуры и почетный академик Российской академии художеств, обладатель архитектурных премий и участник различных архитектурных выставок.
Родился в 1962 году в Ленинграде. В 1980 году окончил среднюю художественную школу им. Б. Иогансона. В 1986 году окончил Институт им. И. Репина Академии Художеств СССР – архитектурный факультет, мастерская профессоров С.Б. Сперанского и В.С. Волонсевича. По окончании работал в Архитектурной мастерской В.Б. Фабрицкого. С 1989 году работал как самостоятельный архитектор в Ленинграде.
В 1991 году переехал в Германию, где с 1992 работал в гамбургском архитектурном бюро Nietz Prasch Sigl. В 1995 году стал руководящим партнером бюро, получившем название nps tchoban voss, и возглавил его берлинский офис. По проектам С.Э. Чобана в Берлине реализованы такие постройки, как кинотеатр «Кубикс», комплекс «ДомАкваре», Еврейский культурный центр и синагога Хабад Любавич на Мюнстершештрассе, отель NHow, комплекс Mall of Berlin и здание Музея архитектурного рисунка (совместно с С.О. Кузнецовым).
В 2003 году открыл в Москве архитектурное бюро «Чобан и партнеры», в 2006 году путем слияния с бюро «С. П. Проект» вместе с С.О. Кузнецовым и П.В. Шабуровым создал архитектурное объединение SPEECH и стал его руководящим партнером. В 2008 году вместе с С.О. Кузнецовым учредил архитектурный журнал speech:. В 2009 году основал благотворительный Фонд архитектурного рисунка Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing.
Дважды был куратором российского павильона на Архитектурной Биеннале в Венеции: в 2010 году реализовал в рамках этой выставки проект «Фабрика Россия» (вместе с С.О. Кузнецовым, П.В. Хорошиловым и Г.И. Ревзиным), в 2012 году – проект i-city/i-land (вместе с комиссаром павильона Г.И. Ревзиным, со-кураторами С.О. Кузнецовым и В.В. Кашириной), который получил первую в истории России награду на Архитектурной биеннале – специальный приз жюри.
В 2009-2011 годах – член и председатель градостроительного совета г. Линц (Австрия). С 2011 года – член градостроительного совета фонда «Сколково». С 2013 года – член Архитектурного Совета при Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы. В 2013-2014 годах руководил дипломной студией Архитектурной школы МАРШ (Москва).
В Москве по проектам С.Э. Чобана построено множество объектов, в том числе:
- Башня «Федерация». Самая узнаваемая высотная доминанта столицы России, главный высотный комплекс ММДЦ «Москва-сити» - «Федерация» получила запоминающийся силуэт в виде двух стеклянных парусов, обращенных друг к другу.
- Стадион «Лужники». Ключевой задачей реконструкции являлось с одной стороны сохранение внешнего облика стадиона как иконы отечественного спорта – исторической стены и кровли стадиона, с другой стороны необходимо было выполнить все требованию FIFA по площадям и вместимости. Таким образом, перед проектировщиками стояла сложнейшая задача уместить в существующую геометрию стадиона всю необходимую функцию.
- Технопарк. Комплекс апартаментов «Технопарк» расположен в западной части Нагатинской поймы и реализуется в рамках комплексной реорганизации крупнейшей в Москве промышленной зоны – территории бывшего завода имени Лихачева (ЗИЛ). Своим названием проект обязан близким соседством с технопарком Nagatino i-land, II и III очереди строительства которого граничат с участком застройки с северо-востока и востока.
- Wine House. Комплекс Wine House вписан в историческую ткань города в строгом соответствии с градостроительными и историческими ограничениями.
Ведущим творческого вечера стал советник председателя правления АО «Роснано» Михаил Дмитриевич Слободинский.

02 foto Schoban ROSNANO 09081803 foto Schoban ROSNANO 09081804 foto Schoban ROSNANO 09081805 foto Schoban ROSNANO 09081806 foto Schoban ROSNANO 09081807 foto Schoban ROSNANO 090818
С вступительным словом к собравшимся обратилась директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавета Станиславовна Лихачева: «Архитекторы не меняют мир, они его создают. Лучший памятник архитектору это не статуя, а то, что он построил. Мы все живем в том мире, который придумали нам архитекторы».
Она поблагодарила организаторов мероприятия за возможность пообщаться с людьми, которые обладают редким талантом создавать из плоского изображения рисунка объем здания.
«Мой путь архитектора начался там, где я родился. Это историческая часть Ленинграда, ныне – Санкт-Петербурга, наполненная духом литературных образов Достоевского. Нет человека, воспитанного в европейских культурных традициях, который не сказал бы, что эта архитектура – прекрасна.
Эти здания, в основном, безлики, они спроектированы безвестными архитекторами, которых еще 100 лет тому назад называли «ремесленниками». Парадокс в том, что ни один из нас, современных архитекторов, не в состоянии создать ничего подобного – нет умения, желания, материалов. Зато мы готовы проектировать и строить здания в виде бутылок, стаканов, перевернутых столов или роялей. Когда я смотрю на сохранившиеся здания, выполненные в так называемых исторических стилях, меня неизменно поражает степень проработки их фасадов, поверхности которых плотно заполнены деталями. Это то умение, которое все мы, современные архитекторы, утратили. Поэтому не стоит удивляться тому, что люди – «неархитекторы» (а их большинство), не любят современные здания», - начал свое выступление С.Э. Чобан.
По его мнению, современная архитектура сама себя лишила большого количества деталей и поэтому потеряла ту тактильность и глубину, которые присущи историческим постройкам. В современной архитектуре выразительность присутствует скорее на уровне силуэта, дальних точек восприятия. Но когда подходишь к зданию ближе, представление о нём уже не меняется, фактически к силуэту ничего не добавляется. Тогда как по-настоящему интересным пребывание человека в городе делают именно детали, раскрывающиеся по мере приближения к постройке. И в этом смысле редуцированная с точки зрения декора современная архитектура действительно во многом проигрывает исторической.
В последнее время объекты становятся более лаконичными и прагматичными по своей форме, при этом более точными в плане качества исполнения. Разнообразие должно происходить в деталях, в выборе материалов, в цветовых решениях, в пластике фасада – геометрии членения фасада и его рельефа. Здесь происходит очень много изменений и новаций, например, в области использования префабрицированных элементов из фиброцемента, бетона, керамики. Строительная промышленность реагирует на стремление проектировщиков делать более разнообразные фасады.
На сегодняшний день архитектура очень часто работает по принципу внешнего контраста, то есть выбирается историческая среда, в которую «сажается» контрастное здание. Например, вся среда из штукатурки или из камня, а здание – из стекла. Эксплуатировать историческую среду таким образом не очень правильно. Получается, что современная архитектура – как полип, который вырастает на здоровом «теле» исторической архитектуры.
Как отметил С.Э. Чобан, 70% объектов в городской застройке европейских городов составляют обычные задания: «На самом деле это то - за что мы любим европейские города. Если когда-нибудь типология европейского города исчезнет из словарного запаса градостроителя, это будет сравнимо с потерей очень крупного культурного памятника. Основным в типологии европейского города являются ни соборы, ни ратуши, а являются текстуры фасадов, мелкие детали из которых состоит город. На них задерживается взгляд, они по-своему уникальны. Сегодня это тоже можно сделать».
Если эти 70% зданий, которые составляют ядро города, не будут обращать внимания на свои фасады, то их попросту снесут, а не будут поддерживать в рабочем состоянии. Уважение к заданию возникнет только, если оно будет излучать труд в него вложенный.
Современные архитекторы перестали ощущать детали. Если работать средствами минималистической современной архитектуры, то получим рваные дыры, которые будут возникать в теле города.
«Архитектура – это субстанция, которую мы передаем следующему поколению. Если архитектура не будет таковой, то нет смысла ею заниматься, этим можно заниматься, если знаешь, что твое здание будет жить долго», - сделал вывод С.Э. Чобан.

08 foto Schoban ROSNANO 09081809 foto Schoban ROSNANO 09081810 foto Schoban ROSNANO 09081811 foto Schoban ROSNANO 09081812 foto Schoban ROSNANO 090818

Затем о перспективах градостроительного развития Москвы в 2018-2027 годах рассказал главный архитектор Москвы Сергей Олегович Кузнецов.
О современных материалах, расширяющих возможности для реализации смелых архитектурных идей, сообщил советник председателя правления по науке - главный учёный, член правления ОАО «Роснано» Сергей Владимирович Калюжный.
Подвел итог выступлениям председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Борисович Чубайс: «Москва меняется и меняется по вектору в сторону человека. Чемпионат мира по футболу показал, что тысячи людей с удовольствием просто гуляли по городу. Им это нравилось. Это такая вещь, которую никаким декретом не создашь. Изменения в городе получили народное одобрение.
Мои друзья строители часто произносят тост: «Бог создал человека, а строители создали все остальное». Из сегодняшней встречи я понял, что не строители, а архитекторы создали все остальное».

Сергей Козлов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить