Гордость русской сцены Мария Николаевна Ермолова

   Ермолова! имя давно стало нарицательным...

Гордость русской сцены Мария Николаевна Ермолова - фото 1   И не всякий вспомнит биографию великой актрисы, первой из женщин удостоенной звания народной артистки Республики и Героя Труда (в 1924 году), имя которой в советские времена носил не один десяток улиц в городах и поселках страны (например, в Москве переименовывался Большой Каретный переулок - малая родина Высоцкого)

   Мария Ермолова родилась в Москве 15 июля 1853 года в семье суфлёра Малого театра Н. А. Ермолова; дед Алексей Семенович Ермолов был в своё время крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще. Его сын Николай Алексеевич, прежде чем стать суфлёром, был драматическим артистом и автором нескольких водевилей, шедших на сценах Московской императорской труппы, однако особым талантом его творчество отмечено не было.

   На сцене Малого театра она появилась благодаря случаю очень рано. В 1870 году семнадцатилетняя студентка последнего курса театрального училища, заменила заболевшую актрису Федотову в роли Эмилии Галотти в одноименной трагедии Лессинга. Выступление юной актрисы было замечено критиками, и после окончания училища в 1871 году она была зачислена в труппу Малого театра.

   Однако вначале Мария исполняла совсем не трагические роли, а играла барышень-простушек в комедиях и водевилях. Только после исполнения роли Катерины в драме Александра Островского «Гроза», а вслед за ней Лауренсии в трагедии Лопе де Вега «Овечий источник», за Ермоловой прочно закрепилась слава трагической актрисы.
Роль Лауренсии вошла в историю Малого театра благодаря совершенно новому прочтению ее характера, предложенному Ермоловой. Актриса сумела очень выразительно передать ее пламенную любовь к свободе и страстную ненависть к тирании. Ее игра потрясла зрителей и театральных критиков.

   В период 1870—1880 годов она познакомилась со многими деятелями культуры и литературы, а также с Николаем Петровичем Шубинским, своим будущим мужем, который учился на юридическом факультете, собираясь посвятить праву свою будущую деятельность.

   Шубинский в будущем прославился не только женитьбой на Ермоловой, - был депутатом Государственной Думы нескольких созывов, теоретиком права, преуспевающим адвокатом. Им была унаследована родовая усадьба в селе Богоявленское Кашинского уезда, а также знаменитая усадьба Калабриево Калязинского уезда. Летом, вместе с женой, в окружении многочисленных их друзей и знакомых (виднейших представителей московской богемы) он проводил отдых в Калабриево. Здесь часто гостили артисты В. И. Качалов, И. М. Москвин, Ю. М. Юрьев. Основным доходом семьи стали доходы от землепользования и разведения лошадей.
Мария Николаевна могла не заботиться о том, чтобы зарабатывать на подмостках, - и сосредоточиться именно на творчестве. Героическая тема, пафос борьбы, самопожертвование во имя великой цели — вот те качества, которыми актриса наделяла образы своих героинь. Она умела соединить героико-романтические и лирические черты характера. Увидев ее на сцене, режиссер новой волны Константин Станиславский сказал, что искусство Марии Ермоловой заключается в «совершенной простоте». Он считал Ермолову идеалом театральной актрисы. Все эти качества великолепно переданы художником В. Серовым, который в 1905 году написал известный портрет актрисы. Серов долго и тщательно работал над ним, посещал спектакли с участием Ермоловой, приходил к актрисе домой. Он хотел представить Марию Николаевну не только как великую трагическую актрису, но и как незаурядного человека.

Гордость русской сцены Мария Николаевна Ермолова - фото 2Гордость русской сцены Мария Николаевна Ермолова - фото 3Гордость русской сцены Мария Николаевна Ермолова - фото 4Гордость русской сцены Мария Николаевна Ермолова - фото 5

   Поэтому величественная поза Марии Николаевны Ермоловой на портрете Серова, не может заслонить ее обаяния. Она лишь указывает на то, что перед нами именно актриса, а нарочито упрощенный интерьер картины говорит о том, что внутреннее содержание Ермоловой как человека гораздо проще и глубже.

   В каждом образе, созданном ею на сцене Малого театра, будь то Иоанна д'Арк из «Орлеанской девы», Мария Стюарт из одноименной трагедии Ф. Шиллера или Федра Расина, актриса обязательно передавала собственное видение характера ее героини. Она всегда тщательно изучала эпоху по различным документам, знакомилась с приемами речи и поведением людей далекого прошлого. Поэтому созданные ею образы и потрясали зрителей своей достоверностью и художественной выразительностью.

   Мария Николаевна Ермолова вошла в историю русской культуры и как замечательный мастер художественного слова. Она одной из первых начала выступать с литературными концертами, для которых составляла композиции из стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

   О художественном вкусе Марии Ермоловой можно написать специальную книгу. Она всегда умела выбрать себе костюм, искусно подобрать его цветовую гамму. Актриса приходила в театр за два часа до спектакля, тщательно гримировалась и долго настраивалась на исполнение роли.

Гордость русской сцены Мария Николаевна Ермолова - фото 6Гордость русской сцены Мария Николаевна Ермолова - фото 7Гордость русской сцены Мария Николаевна Ермолова - фото 8Гордость русской сцены Мария Николаевна Ермолова - фото 9

   Любопытно, что она никогда не занималась педагогической деятельностью, поскольку считала, что не обладает необходимыми для этого сценическими данными и талантом.

   После революции, Мария Ермолова первой была удостоена звания народной артистки республики. Русская общественность широко отметила 50-летие ее сценической деятельности. Подобное творческое долголетие встречалось не часто в истории русского театра.

   В то же время муж Шубинский - его имения были национализированы, имущество изъято - вынужден был эмигрировать, так и не приняв большевистского переворота. Поселился в Константинополе. Легенда отечественной юстиции, бывший владелец имений, скончался в больнице, в Болгарии, в 1921 году, всеми забытый.
Известие о смерти супруга потрясло Марию Николаевну. Несколько недель актриса не выходила из дому. Резко сократила количество выступлений, а в 1923 году ушла со сцены. У нее опухали ноги, случались обмороки. в 1923 году актриса ушла со сцены. Она была одинока, мало кого принимала. Угасавшую актрису навещал доктор Павлинов, в которого Ермолова влюбилась, будучи замужней, в 30 лет.

   Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, прямо за алтарём, рядом с родителями и сёстрами. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ. На месте первоначального захоронения под древним дубом установлен памятный знак.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 15.07.2018 12:45
Просмотров: 1376