"Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер" из Москвы..

"Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер" из Москвы..

"Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер" из Москвы.. - фото 1Так уж вышло, что достойный продолжатель славы Роу и Птушко Леонид Алексеевич Нечаев, которому 3 мая исполнилось бы 79 (уже почти 9 лет как режиссера нет с нами) , родился в Москве..А прославил своим творчеством прежде всего "Белорусьфильм" - там его , не смотря на десяток фильмов за своего не признавали, мол, пускай москвичи хлопочут о званиях,- Москва же наоборот.. Сам Леонид Алексеевич не без юмора отмечал, де, из рук одного российского президента получил лауреатство Госпремии, от его преемника - звание "народного артиста России", а самая дорогая награда - от детей, продолжающих смотреть и "Приключения в городе, которого нет" и "Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку" и "Примите телеграмму в долг" и "Проданный смех" (вообще "недетский" у Нечаева , кажется, только альманах "100 фильмов о Москве", в котором принимал участие) на съемках одного из последних фильмов "Сверчок за окном" принял детскую делегацию, - вот она-то и вручила ему орден Буратино - самую почетную награду!
Его вгиковский мастер Яков Сегель - сманили с Герасимовым парня из актеров в режиссеры! - все время упрекал, мол, Леня чересчур мягкий - не постоит за себя. А вот что сам о себе рассказывал Леонид Нечаев: «В детстве у меня была собака Ричард, сеттер ирландский. Очень мудрый пёс. Как-то сижу я и чувствую: что-то не так. Не так, и всё. Слетаю вниз по чёрной лестнице и вижу, как «ловец» стреляет в мою собаку. Я набросился на негодяя, готов был его растерзать. А у него рука, как у Джеймса Крюка... Крюк, которым он собак затаскивал, словно продолжение руки. Он им подтянул меня к себе и с левой – в пах и по физиономии. Всё, больше я ничего не помню. После этого год не говорил совсем, потом год заикался.
И однажды тётка моя говорит: «А ты, Лёнька, не переживай, Ричард не погиб. Он тебе сегодня приснится». И правда, мне приснился Ричард, мы с ним ели мороженое. Я проснулся и начал говорить совершенно нормально, причём поставленным голосом, с мощной опорой и силой. Много лет спустя преподаватель во ВГИКе сказал: «У Лёни Нечаева два актёрских недостатка: очень хороший голос и то, что он видит себя со стороны. Знаешь, Лёня, тебе не надо актёром быть, переходи-ка ты на режиссёрский».
Легко было бы сказать, что решение снимать детское кино стало осознанным. Но это неправда. Конечно, мне всегда нравились сказки. Но вот быль. Подходит ко мне одноклассник Володя Штейн и говорит: «Не хочешь ходить со мной в театральную студию при Московском дворце пионеров?» – «Пошли», – отвечаю. В то время наш район Зарядье был рассадником воровства.
А мы – безотцовщина... И приводы имели, и ларьки опрокидывали, ломали. Ребята, которые жили в нашем доме в Старопанском, по три срока отсидели. Только благодаря Дворцу пионеров я проскочил это дело. Началась новая жизнь. Я сыграл Емелю и стал знаменитеньким. Уже тогда понял, что детский зритель – самый благодарный, что существует поклонение герою, не мне лично.
Учился плохо, жизнь была очень тяжёлая. В пятнадцать лет пошёл работать на швейную фабрику грузчиком. Сколько профессий до армии поменял! Причём, естественно, во всех был дилетантом. Но глаза боятся – руки делают. Это прошло через всю жизнь: я многого прежде не делал никогда. Но начинаю и делаю. Может быть, это передаётся детям, с которыми я работаю. Вот не играл мальчик никогда в кино, и вдруг такая уверенность, и чувство кадра, мизансцен!
Из Дворца пионеров прямо в армию загремел. Выстроили нас как-то всех: «Водители есть? Два шага вперёд. Повара? Сапожники?» Чуть ли не вся рота вышла из строя, а я стою. «Художники есть?» Зажмуриваю глаза и делаю шаг вперёд. Вот, говорят, будешь нам Ленинскую комнату оформлять. Ну что же, не ползать же по плацу в грязи. Помню, как я Ленина рисовал.

"Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер" из Москвы.. - фото 2"Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер" из Москвы.. - фото 3"Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер" из Москвы.. - фото 4"Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер" из Москвы.. - фото 5"Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер" из Москвы.. - фото 6"Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер" из Москвы.. - фото 7Нашёл плакат с его изображением. Так, думаю, плакат нужно на стекло прилепить, а сверху обтянуть тряпкой. И чик, чик карандашиком этого Ленина – он у меня таким живеньким получился. Только я внизу под портретом успел нацарапать: «Учиться, учиться и учиться», приходит замполит. Он просто обалдел от счастья и – к командиру: «А ты говорил, у нас нет завклубом!» Начал я заниматься самодеятельностью, организовал оркестр, спектакли ставил. И мы получили первое место на смотре. В грамоте, которую мне выдали, было написано: «За высокое исполнительное мастерство». Чисто по-армейски.
Особого влечения к искусству у меня не было, хотя помню, как рыдал, слушая радиопередачу «Звёздный мальчик» в исполнении Бабановой. Всё детство прошло под знаком: «Хочу есть!» Война, голод. И нас трое, детей. И одна мама. Учился я в школе на Ильинке, в здании бывшей славяно-греко-латинской академии. А во дворе был магазин, там всегда стояли очереди за мукой и мылом. И дети, приходя из школы, в эту очередь вставали. А на руках чернильным карандашом писали номер. Как-то наша учительница спрашивает: «Ребята, а какой на днях у нас будет праздник?» Мы поднимаем руки, и у всех на руке – номера. Сцена просится в кино...
Вопрос «Как вы работаете с детьми?» мне задают часто. Не знаю, просто не знаю, я не работаю. Общаюсь, разговариваю с ними до съёмок, как с одногодками, одноклассниками. И ребята, выходя на съёмочную площадку, играют то, что мне нужно. Сам удивляюсь, откуда они знают, как нужно?
В Ленинграде мы смотрели детей. Рыжих. В картине «Рыжий, честный, влюблённый» много рыжих снималось. Комнату нам дали маленькую, дети толпятся. Тесно, душно, все устали. Вышел из комнаты и вижу – сидит мальчик. И я понимаю, что передо мною тот, кого мы безуспешно искали полгода. Димка Зайцев, с испуганными глазами, длиннющими ресницами.
В начале съёмок он говорил ужасно, такая каша во рту. С ним никто никогда не занимался. Буквально через полмесяца он стал говорить нормально и даже сам себя озвучивал, хотя все убеждали меня, что ничего не получится. Пожалуй, это лучшая детская роль во всех моих картинах.
Снимать фильмы для меня – не работа, это жизнь такая. Всегда укорял себя, чувствовал, что нужно делать что-то более серьёзное и значительное, а у меня никак не получается. Мизансцены решаю на съёмочной площадке, импровизировать тоже интересно. Но кто бы знал, сколько раз я проигрываю будущий фильм про себя! Весь его вижу от начала и до конца. И мы всегда снимали быстро и легко.
Для меня не существовали каноны. По крайней бедности своего послевоенного, голодного детства я очень мало фильмов видел. Помню, как мои сёстры принесли билеты в кино и сказали: «Вот выпьешь графин воды – билеты твои!» А графин был трёхлитровый. Я пью один стакан, другой... А последний уже не могу, плачу. Тоня, старшая, пожалела: «Ладно, не допивай – бери билеты. Они вчерашние». Вот как хотелось в кино!
Поскольку я кинематограф знал плохо, то и делал всё по-своему. Потом возвёл в принцип: не смотреть детское кино. Сейчас уже смотрю, а раньше – нет. И рад этому – мозг невольно фотографирует чужое, создаются клише».
— У меня основные сложности возникали не с детьми, а с их родителями. Например, когда в «Приключениях Буратино» Лиса Алиса и Кот Базилио подвешивают главного героя на дерево вниз головой, мама Буратино — Димы Иосифова — заявила, что ни в коем случае не даст так мучить ее нежного ребенка.
Я ее успокоил, наплел что-то о кукле, которую можно вешать вместо мальчика, а сам шепчу: «Дима, убери маму куда-нибудь!» Он тут же все понял и стал хныкать, что очень проголодался. Мамочка тут же умчалась за колбасой, а Буратино был немедленно «повешен» на дерево. И хотя сцену пришлось переснимать, Дима терпел героически, и нам удалось все закончить как раз перед самым маминым приездом.
— Вообще в средние века длительное подвешивание вниз головой считалось пыткой.
— Искусство требует жертв, и ребята, понимая это, вели себя порой просто героически. Например, в том же «Буратино» очень опасными оказались съемки сцены, где деревянный человечек прячется в огромном кувшине, а Карабас Барабас — Владимир Этуш — разбивает его, бросая пивную кружку. Вся сложность была в том, что кувшин изготовили по спецзаказу в единственном экземпляре и, значит, снять мы должны были обязательно с первого раза!Естественно, сразу встал вопрос: чем разбивать? Кинешь слишком легким предметом — с кувшином ничего не сделается, запустишь тяжелым — можно парня покалечить. Советуюсь с Димой. Он подумал и абсолютно невозмутимо заявил: «Кидайте, чтобы наверняка!» — и залез в посудину.
Ну, взял я пивную кружку, положил туда булыжник весом где-то с кило и, покрывшись противным холодным потом, швырнул. Кувшин разлетелся, горлышко, как и было задумано, наделось на шею Димы. Я, тут же успокоившись, успел ему крикнуть: «Нос!». Чтобы перед тем как убежать, не забыл Карабасу нос показать.
— Со взрослыми актерами было сложнее? Ведь в «Буратино» снимались такие корифеи, как Рина Зеленая, Ролан Быков, тот же Владимир Этуш.
— В роли Черепахи Тортиллы я первоначально хотел видеть Фаину Раневскую. Однако она была уже очень немолодая и поэтому сказала: «Ленечка, я с удовольствием сыграю Черепаху, но только если съемки будут проходить у меня в подъезде».
Рина Зеленая, узнав о моем предложении, в общем тоже не слишком удивилась, только спросила: как я собираюсь надевать на нее панцирь и когти? Я успокоил Рину Васильевну, сказав, что ей положен не панцирь, а пончо с чепчиком, и — она прекрасно сыграла Тортиллу. И даже спела.
арабасу-Барабасу — Этушу — принадлежит мгновенно ставшая крылатой фраза: «Это просто праздник какой-то!», которая у него вырвалась после попытки исполнить нечто на трубе. Сложнее всего было с покойным Роланом Быковым.
Первоначально роль Кота Базилио предлагалась двум другим очень известным актерам, но они соглашались только при одном условии: взять на роль Лисы Алисы их жен. Но эти актрисы не подходили совершенно, и я обратился к Быкову. Не без колебаний обратился, поскольку мы с ним по жизни полные антиподы.
И тут я решил похулиганить и говорю: «Ролан, я возьму тебя, но только если Алису сыграет твоя жена Лена Санаева! Причем в вашем дуэте основную партию будет вести именно она, а ты будешь на подпевке!» Он сначала дико возмутился, поскольку справедливо считал себя куда более опытным и популярным актером. Но потом азарт взял свое, и мы начали работать.
Единственным условием Ролана и Лены было — отпускать раз в неделю из Ялты в Севастополь, где они давали концерты. Приезжали оба настолько вымотанными, что порой забывали, о чем вообще снимаем, но быстро приходили в себя и начинали подавать идеи. Например, необычную одежду для обоих мошенников — накидку из рыболовной сети с облезлой горжеткой для Алисы и такую же облезлую смесь шубы с сюртуком для Базилио — придумывали все вместе.
В итоге фильм имел такой успех, что я неожиданно для себя оказался режиссером, у которого стало престижно сниматься. Евгений Евстигнеев, посмотрев «Буратино», даже позвонил мне и воскликнул: «Леня! Я готов сыграть у тебя любую мышь!» Конечно, услышав такое даже от менее гениального актера, чем Евстигнеев, устоять было невозможно, и уже в следующем фильме «Про Красную Шапочку» (История создания фильма) он сыграл Звездочета. В компании с теми же Быковым, Владимиром Басовым, Риной Зеленой, вашим Николаем Трофимовым из товстоноговского Большого Драматического театра и другими замечательными артистами.
Те дни я до сих пор вспоминаю, как сказку. Люди работали не ради денег, а потому что испытывали постоянное желание творить. Мы тогда и в страшном сне подумать не могли, что разговор актера с режиссером может начинаться с вопроса: «А сколько я получу за эту роль?»
— Тем не менее, ставя «Красную Шапочку», Вы рисковали. Ведь в отличие от «Буратино», это была не экранизация, а совершенно самостоятельное произведение. Юные зрители могли и не принять столь вольного обращения с любимой сказкой.
— Тогда все началось с аудиенции у зампредседателя Госкино Стеллы Ждановой. Впоследствии из-за её интриг мне пришлось «эмигрировать» в Минск, но после «Буратино» Стелла Ивановна ко мне благоволила и милостиво спросила, что бы я хотел снять. Отвечаю, что всю жизнь мечтал о «Красной Шапочке». Стоящая рядом наша сценарист, ныне покойная Инна Веткина, царствие ей небесное, дергает меня за пиджак и шипит: «Ты с ума сошел, там же две страницы текста — снимать нечего!»
Но я уже завелся и понял, что решить проблему можно, сняв фильм о том, что случилось после завершения «официальной» сказки. Над сценарием мы работали недели две, почти без отдыха. Инна, бедная, так измучилась, что во время нашего очередного ночного бдения на кухне однажды попыталась прикурить от водопроводного крана!
В конце концов картина получилась действительно совершенно неожиданная, и мы страшно переживали, как дети ее воспримут. Охотник — подлый трус, Красная Шапочка отпускает волков — всё совсем не так, как положено! Но все страхи оказались напрасными — приняли ничуть не хуже, чем «Буратино». И письма мы получали целыми мешками еще долгие годы после премьеры.
— Радость, доставленную Вашими фильмами, я и сам прекрасно помню, а вот каково приходилось снимавшимся там ребятам? Ведь став в одно мгновение знаменитыми, почти все они во взрослой жизни не состоялись как артисты.
— Ну почему не состоялись? Многие — как раз, наоборот, — очень даже состоялись. Вот, например, Денис Зайцев, исполнивший главную роль в фильме «Рыжий, честный, влюбленный», сумел избавиться от проблем с дикцией, закончил ЛГИТМиК и сейчас играет в Театре Комедии имени Н.П.Акимова. Сейчас его можно видеть в успешно идущем историческом сериале «Империя под ударом». А вредные сестры-близняшки из того же «Рыжего, честного, влюбленного» выросли и превратились в очаровательных девушек и популярных актрис Ксению и Полину Кутеповых.
Что же касается тех, кто волею судьбы избрал себе другую специальность, то, думаю, во многом благодаря участию в съемках, они с малых лет научились работать по-настоящему. А это никогда не бывает лишним, особенно если учесть, что наша школа ни в последние советские десятилетия, ни сейчас всерьез трудиться не учила и не учит.
За исключением одного прискорбного случая, когда мальчик, сыграв несколько ролей, не выдержал испытания славой и спился, все независимо от выбранной профессии нашли свое место в жизни. А съемки остались у них — как пережитое в детстве чудо, о котором так приятно вспоминать и рассказывать уже своим детям.
— А самому никогда не хотелось снять картину о проблемах ровесников детей юных актеров в ваших фильмах? Например, о наркомании, детской проституции, беспризорности?

— Нет. Категорически не хочу. Я всю жизнь снимал добрые, веселые, хулиганские сказки и собираюсь заниматься этим до конца своих дней! Это совсем не означает бегства от действительности — в том же «Рыжем, честном, влюбленном» в жизни героев значительную роль играют деньги, что по тем временам было в детском кино настоящей революцией. И хотя никаких оргвыводов ко мне не применили и даже дали на Киевском международном фестивале приз «За лучшую воспитательную сказку», но многие в Госкино и Министерстве культуры были просто шокированы.

Леонид Нечаев
Леонид Нечаев

Теперь маятник пошел в другую сторону, и даже в детском кино модной стала разнообразная чернуха, но я этой моде следовать отказываюсь. В представленном мною на «Золотом витязе» ленте «Сверчок за очагом», снятой по мотивам рождественской повести Диккенса, ничего подобного Вы не найдете, и в снимаемой сейчас картине (о которой, чтобы не сглазить, пока промолчу) — тоже. И когда кто-то из критиков заметил, что все полтора десятка моих картин можно смотреть как одну и ту же бесконечную сказку, я это воспринял как комплимент. Мне эта сказка нравится, детям тоже, — чего ещё надо?
— Подозреваю, что большинство молодых детских режиссеров настроены куда менее оптимистично: им-то в отличие от Вас никто не даст денег, позволив при этом снимать, что душе угодно.
— Увы, детское кино на всей территории бывшего Советского Союза сейчас лежит в руинах. Где-то ситуация выглядит совершенно безнадежной, где-то, как в Белоруссии — чуть получше, но в целом фильмы для детей не интересны ни властям, ни бизнесу.
И если я или покойный Ролан Быков в последние годы еще могли под свое имя получить финансирование каких-то проектов, то у начинающих режиссеров шансы почти нулевые. Поэтому совсем не удивительно, что Россия здесь совершенно не выдерживает конкуренции даже с третьесортными зарубежными поделками. Хотя еще совсем недавно наше детское кино просто не имело конкурентов.
— А Дисней?
— Дисней, конечно, гений. Но с лучшими советскими лентами у него могут конкурировать разве что «Белоснежка» и «Бэмби». Ну, а унаследовавшие студию ее нынешние владельцы снимают просто бездушную дешевку, ничего не дающую ни уму, ни сердцу.
Их успех обусловлен исключительно огромными деньгами, вложенными в рекламу, использованием суперсовременной техники да полным отсутствием конкуренции. Сейчас лишь отдельные неравнодушные люди, вроде организаторов «Золотого витязя», еще пытаются продолжать наши традиции, искать работающих в их русле молодых режиссеров и помогать им найти свой путь. Но таких подвижников сейчас раз-два — и обчелся...»
Чуть-чуть лукавил Леонид Алексеевич: неосуществленных планов осталось много , в том числе и один вроде бы очень и очень серьезный: про то, как в канун 1917 года случился природный катаклизм - и одно село оказалось отрезанным от всей остальной страны.. И вот только в середине 50-х оно обнаруживается - у обитателей не было революции и войн, а детей своих они учат по сказкам..

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 03.05.2018 18:54
Просмотров: 475