НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле

НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 120 сентября 2023 года в культурно-выставочном комплексе «Ботанические оранжереи» музея-заповедника «Архангельское» открылась выставка «НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле»

Выставка объединила работы двадцати художников, работающих с темой наследия и национальной культуры в эпоху пост современности. На ней будут представлены керамика, живопись, костюмы, скульптуры, видео-арт, арт-куклы. Особое место в экспозиции занимают фотографии конца XIX - начала XX века из фондов музея-заповедника «Архангельское» и Мультимедиа Арт Музея. Москва. Посетители смогут увидеть редко покидающие стены МАММ работы основателей Русского фотографического общества - Сергея Прокудина-Горского, Алексея Мазурина, Сергея Лобовикова.
«НЕпрошлое – это выдуманное слово. Оно призвано обозначить опыт чего-то, что казалось уже несовременным, но тут же обернувшееся как цель и призвание. НЕпрошлое - вне чего наша жизнь не будет ни полной, ни по-настоящему нашей. Работы и тексты-послания авторов, представленных на этой выставке столь пронзительны, что безусловно говорят сами за себя и требуют лишь минимального замедления читателя, чтобы погрузится в авторский замысел», - рассказал куратор выставки Михаил Юшкевич.

НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 2НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 3НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 4
Первый раздел выставки посвящен «миру» в самом широком смысле этого слова («на миру и смерть красна» говорили в народе). Мир - это и микросообщество людей, хорошо знающих друг друга, и окрестности, и уклад жизни.
В центре первого раздела, в небольшом «доме», размещены фотографии, редко покидающие стены Мультимедиа Арт Музея. Москва. На них - крестьянский мир конца XIX - начала XX вв., запечатленный основателями Русского фотографического общества: А.С. Мазуриным. М.М. Дмитриевым. С.А. Лобовиковым. С.М. Прокудиным-Горским. Также в этой коллекции представлены снимки Симбирской губернии Вильяма Каррика. сделанные им в 1670-е годы; бытовые сцены народной жизни, снятые мастером пиктореализма Н.П. Андреевым, и фотографии основоположника советской фотожурналистики Б.В. Игнатовича. Тут равно важны и атмосфера, уловленная объективом камеры, и то, что именно эти темы жизненной «прозы», эти попытки через уклад проникнуть в народную душу, принесли мировую славу русским художникам светописи на международных выставках и салонах. Серии этих фотографий были ничем иным как попыткой уловить свое ускользающее непрошлое» в свое время.
В этом же разделе представлены фотографии из коллекции музея-заповедника «Архангельское». Сердце этого мира - построенный более трех столетий назад храм Архангела Михаила, давший название этому месту и до сих пор являющийся центром притяжения для окрестных жителей и посетителей музея.

НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 5НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 6НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 7НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 8
Череду произведений современных художников открывают работы Анастасии Орловой. Вдохновленная идеей преемственности, она создала серию фотоколлажей.
Ее художественное альтер эго - смотреть на мир глазами своего отца-фотографа - и, естественно, она продолжает его ремесло, как и было принято искони.
Рядом гнездятся «Синие птицы» Ирины Бабодей, чуткой художницы, сумевшей через почти игрушечные образы сказать о надежде русского человека на благоприятные обстоятельства в жизни перед лицом беспощадного голода.
Fashion бренд Маши Андрияновой, глубоко прожившей традиционное отношение к одежде, и идея бережливости к каждому лоскутку, ставшему произведением искусства в руках Татьяны Черных.
Далее - очаг и огонь - средоточие посюсторонней жизни, сама ее возможность в нашем суровом климате. Анна Куприянова - третье поколение в семье керамистов -хранит секреты огня и глазури. Ее дизайнерские вазы превращаются в домашнюю утварь, без которой невообразим дом.
Затем мы видим каминное зеркало с улыбкой льва, созданное Маргаритой Сусловой, и печи-клады-снопы Андрея Мусина. Искрящаяся воля соединились в его работах с идеей благополучия и скрытого источника жизни.
Второй раздел посвящен миру невидимому - опыту жизни и смерти, чувству рода и горнему миру. Работы Ивана Сахарова и Екатерины Базловой - рубеж сознания между этим и тем миром, место единения памяти и рода.
О роде и эволюции размышляет и Юрий Безобразов в своем восхищении деревом - главной для русского человека после земли материей.
Максимы духовной жизни у нас передавались через письменное слово и изображения - как память об этом работы Милы Бастриковой и Елены Ивановой.
И. конечно, образа - иконы. Работы, вдохновленные образами в их созидании и разрушении, представлены работами Максима Демина и Ирины Лисицыной.

НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 9НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 10НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 11НЕпрошлое. Традиционные образы в современном русском стиле - фото 12
А как квинтэссенция русской истории - «Черные доски» Анны Филипповой, вобравшие в себя и абрис византийских икон, в чьем каноне были написаны первые русские святые - Борис и Глеб, и разрушение икон в прошлом веке. Но даже разрушенные, они не перестанут вдохновлять
Выставка продлится до 28 ноября 2023 года.

Сергей Козлов

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Экология культуры
Опубликовано 21.09.2023 11:06
Просмотров: 605