Роль семьи в работе по социальной адаптации подростков с ОВЗ

Роль семьи в работе по социальной адаптации подростков с ОВЗ - фото 1Благотворительный фонд «Гольфстрим», реализуя проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» вносит свой вклад в решение такого важного на сегодняшний день вопроса, как социально-бытовая адаптация детей, подростков и молодых людей с ОВЗ. Данная группа подростков тесно связана с семьей. Родители для этих ребят являются друзьями, наставниками, помощниками. Поэтому работа по проекту ведется не только с подростками, но и с их родителями


В основе проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» лежит методика «Подростковый клуб», разработанная специалистами благотворительного фонда «Гольфстрим». В результате ее применения достигается видимый результат у детей с ОВЗ и их родителей по включению в повседневную жизнь общества. Перед специалистами ставится цель – помощь родителям по принятию своих детей, нахождению ресурсов и включению участников процесса в общественную жизнь, где им комфортно.
пресс-релиз
Ранее мы уже рассказывали о первом блоке реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем», который включает в себя серию обучающих курсов для специалистов, работающих с подростками с ОВЗ и их родителями. И о втором блоке, посвященном Принципам формирования групп при реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем».

Роль семьи в работе по социальной адаптации подростков с ОВЗ - фото 2

Третий блок проекта посвящен Знакомству с семьей и входной диагностике подростков и молодых взрослых с ОВЗ для реализации программы «Подростковый клуб» и «Я родитель».
После проведения информирования семей о старте программы, все заинтересованные в участии в программе семьи приглашаются на первичную встречу.

Первичная встреча специалистов (ведущие программы для подростков – психолог и социальный педагог и ведущий программы для родителей - психолог) с семьей включает:

1. Знакомство с семьей (подростком и значимыми для него взрослыми, это может быть родитель или родители, бабушка или дедушка, другой взрослый член семьи, готовый участвовать в проекте). Важно установить контакт и по возможности уже на этом этапе сформировать доверительные отношения для дальнейшей эффективной работы как с подростками, так и с их родителями;

2. Исследование уровней физического и психического развития и эмоционального состояния подростков для формирования групп и понимания выстраивания дальнейшей работы;

3. Исследование эмоционального состояния родителей и их мотивации к участию в программе, мотивирование родителей к активному участию;

4. Исследование особенностей детско-родительского взаимодействия для корректировки дальнейшей работы по проекту;

5. Обсуждение организационных вопросов и заполнение документов, регламентирующих участие в проекте (куратор проекта помогает заполнить договоры, соглашения и др.).
То, как пройдет первичная встреча с семьей во многом определяет характер последующих взаимоотношений с семьей в целом и с каждым ее представителем в частности. Для создания благоприятной обстановки важен настрой как семей, так и специалистов, ведущих групп.

Специалисты по работе с подростками больше ориентированы на установление контакта с подростками и исследование уровня их развития и состояния. Специалист по работе с родителями больше ориентирован на установление контакта с родителями и взаимодействие с ними. Как правило подростки и их родители находятся в одном помещении, но в разных его частях.

Специалистам по работе с подростками первостепенно важно установить контакт с подростками и только потом предлагать им диагностические методики. То, когда именно предлагать выполнить те или иные методики, количество диагностических методик, последовательность их выполнения подростками определяется специалистами в зависимости от эмоционального состояния подростков, контакта с ними в момент встречи
Для проведения входной диагностики подростков можно использовать следующие методики:

1. Оценка эмоционального интеллекта (опросник EQ Н. Холла; методика может быть взята за основу, но адаптирована в соответствии с особенностями подростков);

2. Метод цветовых выборов (МЦВ) Л.Н. Собчик (определение личностных особенностей и стиля отношений с окружающими);

3. Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (исследование отношения к себе и значимым людям);

4. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (определение уровня сформированности коммуникативных способностей и организаторских склонностей; методика может быть взята за основу, но адаптирована в соответствии с особенностями подростков);

5. Анкета для родителей Л.С. Колмогоровой (изучение компетентности в поведении и общении подростка на основе оценки родителей).
новость опубликованая на сайте
Входная диагностика позволяет сформировать лишь первое представление о личности подростков и оценить их возможности и готовность участвовать в группе. Дальнейшая оценка многих показателей развития и эмоционального состояния происходит уже на следующих этапах программы благодаря методу наблюдения и выполнению диагностических методик.

Если специалисты по работе с подростками полагают, что подросток не готов к взаимодействию, то на встрече с семьей они начинают уделять большее внимание родителю, задают ему вопросы о подростке и параллельно наблюдают за поведением подростка и общением его с родителем.

Специалист по работе с родителями первостепенное внимание уделяет исследованию ожиданий родителей от проекта в целом, формированию их реалистичных представлений и мотивации родителей к активному участию (и исследованию мотивации, и работе над ней). Важно проработать именно ожидания родителей от собственного участия, а не только их ожидания от участия в проекте детей. Реалистичные ожидания и активное участие – это основа изменений и, соответственно, достижения результатов.

Если группа подростков формируется с учетом обозначенных выше критериев, то группа родителей складывается стихийно (группу родителей составляют все родители подростков, участвующих в проекте). В проекте могут участвовать только те подростки, чьи родители также готовы работать в программе для родителей.

С 1 августа 2022 года проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области и поддерживается благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».

Реализуя проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» благотворительный фонд «Гольфстрим» участвует в достижении Цели устойчивого развития ООН №3 – обеспечение здорового образа жизни и содействия благополучия для всех в любом возрасте, № 10 — Сокращение неравенства, а также Национальных целей развития — Сохранение населения, здоровье и благополучие людей, Возможности для самореализации и развития талантов и Комфортная и безопасная среда для жизни.

О БФ «Гольфстрим»

Благотворительный фонд «Гольфстрим» был создан в апреле 2011 года. За 12 лет фонд помог более чем 25 000 людям с самыми разными тяжелыми диагнозами и их семьям независимо от возраста, места проживания и гражданства, характера лечения и реабилитации.

Благотворительные программы фонда направлены, прежде всего, на детей и молодых людей с особенностями развития, а также членов их семей. Одна из основных задач фонда – продвижение темы социализации людей с ОВЗ, развития инклюзии через просветительскую деятельность. Главная миссия — работать для того, чтобы люди с особенностями развития могли чувствовать себя нужными и полезными в любых сферах жизни.

Главная цель фонда – содействовать развитию инклюзивной культуры общества, в котором есть место каждому. Для этого эксперты благотворительного фонда разрабатывают и реализуют программы, позволяющие обеспечить бесконфликтную интеграцию людей с ОВЗ в любые сферы жизни современного общества.

golfstreamfond.ru - официальный сайт благотворительного фонда «Гольфстрим».

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Социальная экология
Опубликовано 22.09.2023 10:06
Просмотров: 537