Мониторинг почв в Санкт-Петербурге: непонимание задач при попустительстве властей

Реплика от корреспондента "ЭкоГрада" Игоря Агафонова по результатам совещания в ответственных органах...

 

 

 

Для справки: 

 

Почвенный экологический мониторинг — система регулярного не ограниченного в пространстве и времени контроля почв, который дает информацию об их состоянии с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза его изменения в будущем.

Почвенный мониторинг – одна из важнейших составляющих экологического мониторинга в целом, он направлен на выявление антропогенных изменений почв, которые способны, в конечном итоге, нанести вред здоровью человека.

 

Важнейший компонент природной среды – почва в значительной мере определяет состояние всей природной обстановки и отдельных видов природных ресурсов (лес, вода, растительность, животный мир). Хозяйственная деятельность человека оказывает все более многообразное и ощутимое воздействие на состояние почв. С развитием промышленности, транспорта, крупных городов, использованием интенсивных методов ведения сельского хозяйства возникла серьезная проблема рационального использования земель, сохранения плодородия почв и поддержания оптимального санитарно-гигиенического состояния земельных угодий. Интенсивный характер землепользования и особая роль почвы как компонента природной среды определили потребность постоянного наблюдения за ее состоянием посредством ведения мониторинга.

 

Почвенный мониторинг – одна из важнейших составляющих экологического мониторинга в целом и направлена на выявление антропогенных изменений почв, которые могут в конечном итоге намести вред здоровью человека или состоянию экосистемы.

Роль почвенного мониторинга обусловлена тем, что все изменения в атмосфере, гидросфере, биосфере неизбежно отражаются на составе, свойствах и плодородии почв. Огромное практическое значение может иметь национальная система почвенного мониторинга (при широком понимании его задач), включающая контроль антропогенных изменений свойств почв и почвенных режимов, обнаружение сезонных изменений в состоянии почв природных и антропогенных ландшафтов.

 

Государственный экологический мониторинг как система управления природоохранной деятельностью

 

1.1 Системы управления природоохранной деятельностью

 

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид государственного экологического контроля; она имеет превентивное значение, ибо совершается до начала деятельности, а также выступает гарантом выполнения экологического законодательства.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества. Государственная экологическая экспертиза как сфера деятельности в нашей стране ведет начало с 1988 г., с момента образования Государственного комитета СССР по охране природы.

К началу 1990-х годов была сформирована система, позволяющая организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу на всех уровнях административного деления (федеральном уровне, уровне субъектов, областном и городском уровнях). В настоящее время эти функции делегированы Министерству природных ресурсов РФ.

Единую систему государственной экологической экспертизы четко установил Закон РФ «Об экологической экспертизе» (1995). Субъектами 8 государственной экологической экспертизы согласно этому закону являются «специально уполномоченные на то федеральные государственные органы в области охраны окружающей среды и территориальные структуры, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы».

 

Экологический контроль – одно из важнейших звеньев организационно-правового механизма охраны окружающей среды, предусмотренного Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Это один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.

Задачами органов экологического контроля являются:

– наблюдение за состоянием среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; – проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

– проверка соблюдения природоохранного законодательства и нормативов качества природной среды.

Посредством экологического контроля обеспечивается принуждение природопользователей к исполнению экологических требований. В органы экологического контроля входит государственная служба наблюдения за состоянием природной среды .

Экологический контроль может быть государственным, производственным, муниципальным и общественным. Государственный экологический контроль производится от имени государства, а не какого-либо ведомства, имеющего свои интересы, что дает независимые и объективные результаты. Этот контроль наиболее влиятельный, так как для осуществления своих функций может прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда.

Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспектора) имеют широкие полномочия.

В частности они имеют право (согласно Закону об охране окружающей среды):

– принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов;

– налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранного законодательства;

– предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы в арбитражный суд для привлечения виновных к уголовной ответственности;

– выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, назначать государственную экологическую экспертизу.

 

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Производственный экологический контроль производится самим предприятием-природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области охраны окружающей среды, а также для самопроверки рациональности природопользования на своих объектах и выполнения планов и мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на среду.

Содержание такого контроля зависит, прежде всего, от специфики деятельности предприятия. Сведения об организации производственного экологического контроля предприятия обязаны представлять в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

 

Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями.

Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами. Его задача – проверка выполнения требований природоохранного законодательства как всеми юридическими лицами от министерства до предприятия, учреждения или организации независимо от формы их собственности и подчиненности, так и всеми должностными лицами и гражданами.

Важной формой этого контроля является предусмотренное федеральным законом право граждан и общественных объединений затребовать информацию о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее охране, а также право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среды.

 

В середине 1980-х гг. в связи с возросшей социально-политической активностью населения во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды). На территории РФ это – экологическое движение «Зеленые», неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, российский региональный экологический центр (РРЭЦ), общероссийская общественная организация «Зеленый патруль», российский Зеленый крест, движение Дружин охраны природы (ДОП).

Высоко оценивая общественные экологические движения в защиту природы в нашей стране, нельзя не отметить и некоторого преувеличения

 

Виды муниципальных образований: сельское, городской население, муниципальный район, городской округ, внутригородской район  экологической опасности со стороны «зеленых», посягательства в отдельных случаях на системы жизнеобеспечения населения. Оптимальный выход просматривается в соблюдении принципа экологической безопасности населения с подключением беспристрастной научной экспертизы, если потребуется, то и международной.

 

Мониторинг – важнейшая часть контроля, которая представляет собой систему наблюдения за изменением состояния окружающей среды, вызванным антропогенными воздействиями.

 

Цель мониторинга – констатация фактов, прогнозирование процессов в природе, выдача данных руководящим органам для своевременного вмешательства и исключения негативных воздействий на городскую среду и природу. Экологический мониторинг является начальным этапом системы обеспечения экологической безопасности 

Государственный экологический мониторинг Первым необходимым этапом на пути решения современных экологических проблем должно быть создание системы получения (сбора) надежной информации о состоянии окружающей природной среды.

В конце 1960-х годов многие страны осознали необходимость координации усилий в развитии этого направления. В 1968 году в Париже состоялась конференция ЮНЕСКО, на которой были обсуждены основные положения Программы МАБ «Человек и биосфера». В этой программе дано определение мониторинга (от латинского слова «монитор», что обозначает «тот, который напоминает, предупреждает») – система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающих информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза изменения в будущем параметров окружающей среды имеющих значение для человека.

 

Эта программа включала разработку рекомендаций по организации Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Ее задача: раннее обнаружение и предупреждение наступающих антропогенных изменений в состоянии природной среды, которые могут нанести вред благосостоянию людей. В 1972 г. в Стокгольме на конференции по охране окружающей среды под эгидой ООН было принято решение о создании комплексной системы мониторинга (наблюдений) за качеством атмосферного воздуха, воды и почвы с целью оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов . Именно в этом году Р. Манном было введено впервые понятие мониторинга окружающей среды.

 

У нас в стране одним из первых теорию мониторинга окружающей среды стал разрабатывать Ю.А. Израэль. Он сделал акцент не только на наблюдении, но и прогнозе, введя в определение термина антропогенный фактор как основу причин этих изменений. Идеология экологического мониторинга в России сформулирована задолго до его организации В.И. Вернадским, А.Е. Ферсманом.

 

Мониторинг – это система наблюдений, позволяющая выделить изменения биосферы под влиянием человеческой деятельности (по Израэлю, 1974). В таком уточнении понятия мониторинга окружающей среды есть два дискуссионных момента, которые неоднократно обсуждались в научной литературе и важны в аспекте определения целей мониторинга: наблюдать ли в ходе мониторинга только антропогенные изменения или природные тоже; включать ли в цели мониторинга только наблюдения и прогнозы или еще и управление состоянием среды. В 1990 г. Ю.А. Израэль пришел к выводу, что в мониторинге окружающей среды необходим контроль как за антропогенными, так и природными изменениями и мониторинг, в конечном счете, служит управлению состоянием окружающей среды и в конечном итоге –  экономикой, самой жизнью, обеспечивает биологическую устойчивость и, что очень важно подчеркнуть, социально-экономическую устойчивость.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить