18 декабря 1916 года в Новозыбкове родился создатель экропланов Ростислав Алексеев

Биография гениального кораблестроителя Ростислава Евгеньевича Алексеева просто овеяна мифами: не последней причиной этого стала засекреченность его и разработок в Советском Союзе не меньше нежели Сергея Павловича Королёва. Интерес же к ним был и остается совсем немалым!

18 декабря 1916 года в Новозыбкове родился создатель экропланов Ростислав Алексеев - фото 1Образ Ростислава Алексеева сегодня сопровождают два таких мифа: якобы он родился в Нижнем Новгороде и изобрел суда на подводных крыльях. Ростислав Евгеньевич всю жизнь твердил, что он не изобретатель. И крылатые суда, и экранопланы придуманы до него. Но попытки создания этих аппаратов были мало успешными. Здесь нужна была гениальная конструкторская мысль. Именно Алексеев спроектировал и воплотил в жизнь целую флотилию судов на подводных крыльях (СПК). Что же касается экранопланов, то благодаря нижегородскому конструктору Россия до сих пор сохраняет приоритет в области создания этих аппаратов.
Ростислав Алексеев провел в Нижнем большую часть сознательной жизни. Хотя родился он в Брянской области, на полевой станции в Новозыбкове. Это было 18 декабря 1916 года. Отец Евгений Кузьмич Алексеев был выдающимся почвоведом. Работой всей его жизни было превращение неплодородных почв в плодородные. Эту черту – делать невозможное возможным – унаследует потом сын. И еще важный момент: вскоре после рождения Ростислава отца репрессировали и отправили в сибирский лагерь. Там, на клочке земли площадью в один квадратный метр, он продолжал свои исследования. Одного этого примера с лихвой хватило, чтобы Ростислав Евгеньевич не сдавался ни при каких обстоятельствах. Ведь спроектировать аппарат – это полдела. Проект нужно было каждый раз отстаивать, доказывать, что он нужен...
В 1932 году отца оправдали, и семья Алексеевых перебралась в Горький. Здесь, на Волге, Ростислав увидел, как скользит по волнам одна из первых парусных яхт – и загорелся. Он смастерил на чердаке своего дома яхту, парус которой выкрасил в черный цвет. Суденышко Алексеев назвал «Пиратом».
Потом было множество яхт (одна совершеннее другой), сделанных Алексеевым, и неоднократно он побеждал в регатах. Однажды его судно перевернулось, и наш земляк «заработал» паралич лицевого нерва. Но это его не остановило.
Юноше хотелось, чтобы его суда скользили по воде еще быстрее. В 1935 году он поступает на кораблестроительный факультет Ждановского индустриального института. Сейчас это Нижегородский технический университет имени Алексеева.
Именно в студенческие годы он всерьез начинает думать о скорости судов. Это была, казалось бы, неразрешимая проблема. Все виды транспорта тогда «ускорялись», а для кораблей существовал барьер – 40 км/ч. Ведь сопротивление воды в 880 раз больше сопротивления воздуха.
На ум пришел принцип подводных крыльев, открытый Шарлем де Ламбертом еще в 1890-е годы.

18 декабря 1916 года в Новозыбкове родился создатель экропланов Ростислав Алексеев - фото 218 декабря 1916 года в Новозыбкове родился создатель экропланов Ростислав Алексеев - фото 318 декабря 1916 года в Новозыбкове родился создатель экропланов Ростислав Алексеев - фото 418 декабря 1916 года в Новозыбкове родился создатель экропланов Ростислав Алексеев - фото 518 декабря 1916 года в Новозыбкове родился создатель экропланов Ростислав Алексеев - фото 618 декабря 1916 года в Новозыбкове родился создатель экропланов Ростислав Алексеев - фото 718 декабря 1916 года в Новозыбкове родился создатель экропланов Ростислав Алексеев - фото 8Все просто: благодаря большому сопротивлению воды крылья корабля можно сделать очень короткими. А эффект будет такой же, как и при взлете самолета: большая часть судна поднимется над водой. Контакт с водной стихией практически сойдет на нет, и скорость корабля увеличится в разы.
Попытки построить такие суда в России и Америке успехом не отличались. В 1940-е годы германский инженер Шертель создал ряд военных катеров на подводных крыльях. Но вплоть до окончания войны Алексеев об этом ничего не знал.
В 1940 году наш герой защищает диплом «Глиссер на подводных крыльях». Диплом не только одобрили, но и рекомендовали продолжить эту работу, воплотить ее в жизнь. Ростислав Евгеньевич попадает на «Красное Сормово» в качестве инженера-кораблестроителя. Там он учувствует в производстве... танков, так как началась война.
В 1941 году Алексеев направляет в наркомат ВМФ рапорт и проект будущего катера на подводных крыльях. Инженеру ответили:
«предложенная вами схема... является неприемлемой, так как выбранная конструкция в основе своей ничем не отличается от уже ранее испытанных и обреченных на неудачи».
Но с 1943 года руководство завода пошло навстречу инженеру. Ему отводят место в старой будке в конце заводского затона. Вскоре в будке появляется чертежная доска, верстак и два стула. Все это окрестили гидролабораторией. Так началась эра скоростного кораблестроения.
Первые опытные катера на подводных крыльях созданы Алексеевым в последние годы войны, и они показывали блестящие результаты. Поступили заказы от военных – и началось проектирование крылатых катеров для ВМФ. В 1951 году коллектив лаборатории получает государственную премию, и тут началось... сопротивление. Алексеев увидел в списке награжденных фамилию чиновника, который никакого отношения не имел к созданию СПК, и вычеркнул ее. В ответ министерства и организации стали давать отрицательные заключения насчет СПК. Нужно было судно, которое не оставляло бы сомнений. Так в 1956 году родилась «Ракета» - первый гражданский теплоход на подводных крыльях. Чтобы воплотить этот проект в жизнь, состоялось расширенное совещание парткома.
Для сравнения: обычный теплоход доходил от Горького до Казани за 30 часов, а «Ракета» преодолевала это расстояние за 8 часов. Алексеев сам привел это судно в Москву на 6-й фестиваль молодежи (1957 год). Прибытие в столицу белоснежного крылатого аппарата, который по форме своей поражал самое смелое воображение, произвело фурор. Секретарь ЦК Суслов оставил в книге почетных посетителей фестиваля такую запись:
«Замечательный теплоход «Ракета» будет особенно полезен на больших реках, где он может конкурировать с авиацией. Желаем конструктору тов. Алексееву успехов в этом деле».
В 1959 году начался серийный выпуск этого теплохода, в этом же году создан «Метеор» (70 км/ч), на котором Ростислав Евгеньевич доплыл до Черного моря, испытал его там и вернулся водным путем обратно.
А крохотная лаборатория превратилась в здание из стекла и бетона – Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК).
Коллектив ЦКБ создал целую флотилию крылатых судов – и речных, и морских. Наиболее совершенным СПК считается «Буревестник», способный вместить 150 пассажиров и развить скорость 90 км/ч. К сожалению, сегодня об этом детище Алексеева забыли, ни одного «Буревестника» не осталось...
Сказать о том, что работа конструкторов была напряженной – ничего не сказать. Яркий факт: в семьях работников ЦКБ регулярно происходили конфликты, доходило и до разводов. Наконец Алексеев вынужден был смягчить условия и объявил... воскресенье выходным днем.
Помимо яхт, конструктор увлекался горными лыжами, прыгал с парашютом, автомобиль водил «с закрытыми глазами», управлял самолетом. У Ростислава Евгеньевича было жесткое правило: за руль вновь созданного судна первый раз садился он сам. Алексеев в совершенстве управлял СПК и был одним из немногих людей, которые могли грамотно управлять экранопланом.
Идея создания экранопланов пришла сама собой. Ведь у СПК тоже существовал скоростной барьер – около 100 км/ч. Все упиралось в крылья, которые оставались погруженными в воду. Между тем, на заре возникновения авиации был обнаружен эффект экрана: низколетящий самолет удерживается над землей, и для его движения не требуется особых затрат энергии.
Это принцип и был положен в основу работы экранопланов.
После испытаний ряда моделей у Алексеева родился грандиозный и дерзкий замысел – создать экраноплан, знаменитый впоследствии под именем КМ (корабль-макет). В 1966 году КМ водоизмещением в 500 тонн был спущен на воду. До сих пор на планете не создано более крупного экраноплана. Его скорость – 500 км/час.
Рыбаки были просто в шоке, когда мимо них, всего в метре над водой, проносился этот чудо-аппарат.
Вскоре алексеевское детище «засекла» западная разведка. Получив спуктниковые снимки экраноплана, американцы прозвали его «Каспийским монстром».
В 1974 году удалось «пробить» проект «Чайки» - гражданского экраноплана. Но в этом же году случилась авария с «Орленком». У аппарата отвалился хвост, создалась критическая ситуация. Алексеев выхватил штурвал у пилота и довел экраноплан до базы. После этой аварии чиновники поставили на «Чайке» крест.Специальная московская комиссия уничтожила всю документацию по проекту.
У Алексеева и у созданных им судов было немало доброжелателей, но много было и противников. Авария «Орленка» была формальным поводом, чтобы отстранить Ростислава Евгеньевича от руководства ЦКБ. И это было сделано.
В последние годы Алексеев руководит созданием только судов на динамической воздушной подушке. СДВП «Волга-2», «Ракета-2»,» Метеор-2», созданные под руководством Алексеева, предназначались для пассажирских перевозок. Сегодня эти суда используют на Волге для переправы с одного берега на другой.
В 1980 году Алексеев собирается отправиться на «Волге-2» в Москву на Олимпиаду – но так и попадает туда. В результате тяжелой болезни гениальный конструктор скончался. Он попросту надорвался: причем во всех смыслах, началось с того, что на испытаниях Ростислав Евгеньевич принял на себя махину в несколько центнеров, - как восьмисоткилограммовая конструкция угодила в бок главному конструктору? Но завершился день, на следующий начались острые боли, поставить диагноз не удавалось, - потом операция, от увиденного у врачей полезли глаза на лоб..Они свою работу выполнили - но 9 февраля 1980 года Ростислава Алексеева не стало.
Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.
«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, так как генсек Горбачев указал на неперспективность, да и ненужность "на нас некому нападать!". А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.
В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.
Но остался устойчивый кошмар американских и прочих флотоводцев: "Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.
Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно — «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, — стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага"
Сегодня созданное Алексеевым ЦКБ уже не проектирует крылатые суда, да и на волжских берегах их почти не видать. Существует мнение до недавнего времени, что этот вид транспорта не рентабелен. Но вот сейчас построены новые типы "комет", за которыми тут же выстроилась очередь.
Гражданские экранопланы до сих пор многим в диковинку – настолько эти аппараты редки. И до сих пор их называют судами будущего. Ведь экраноплан – внесезонное транспортное средство. Он может носиться над водой, над землей, над снегом...
Проекты наших военных экранопланов пока что засекречены. Говорят, что в Америке уже несколько лет подряд создают огромный экраноплан водоизмещением в 1000 тонн. Правда, говорят давно, уже несколько лет подряд, так что это, скорее всего, только слухи. Как бы там ни было, пока что «КМ» Ростислава Алексеева остается непревзойденным аппаратом.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить