Фёдор Савельевмч ХИТРУК и его мультипликационный мир

Свой первый мультфильм как режиссер Федор Хитрук снял в весьма зрелом возрасте — в 43 года. И стал одним из главных отечественных мультипликаторов

Фёдор Савельевмч ХИТРУК и его мультипликационный мир - фото 1Федор Хитрук родился 1 мая 1917 года. Родители отмечали, что их сын был не по годам спокойным и самостоятельным. Вместо того, чтобы играть с одногодками во дворе, мальчик мог часами сидеть в своей комнате, рвать газеты на мелкие кусочки, а потом собирать, как мозаику, или рисовать тепловоз. Когда Федору Хитруку было 14 лет, его отца-инженера направили работать в Германию, вся семья поселилась в Штутгарте. Хитрук попробовал поступить в Академию искусств, но его не приняли, и он попал в художественно-ремесленное училище. Ученики тренировались делать наброски в местном зоопарке, наблюдая за животными. Нарисовав несколько сотен эскизов, Хитрук решил, что это умение вполне может пригодиться в работе на знаменитой студии «Союзмультфильм». Однако в штат студии Федора Хитрука зачислили только с третьей попытки — 10 ноября 1937 года, а через два года появился первый нарисованный им персонаж — дворник из мультфильма про Дядю Степу.
«Все рождается из малого. Мы жили на Тверском бульваре, и каждое утро дворничихи начинали страшно шуметь, а потом включали одну и ту же песню Утесова «Что-то я тебя, корова, толком не пойму». Я и сам не понимаю, как это вышло, но моим первым мультфильмом стала «История одного преступления»
Во время войны работу на студии пришлось оставить. С 1941 года Федор Хитрук расшифровывал немецкие документы для советской разведки, после войны два года работал переводчиком в Берлине. Лишь в 1947 году он вернулся на «Союзмультфильм». Пришлось начинать все практически с нуля. Художник работал над «Аленьким цветочком», «Каштанкой», «Снежной королевой», «Приключениями Буратино», рисовал много и с упоением. И лишь в 1962 году дебютировал как режиссер, сняв «Историю одного преступления». Для советского зрителя многое в ней было непривычным: и «взрослый» сюжет, и новый стиль, и песня Элвиса Пресли.
«Ну да, я — ветеран Великой Отечественной войны, снял «Каникулы Бонифация». Это очень понятно. После войны люди хотели простой веселой истории».
«Подумать только, я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!» — эта фраза из сказки Милоша Мацоурека так понравилась Федору Хитруку, что у него родилась идея мультфильма. Лев Бонифаций отправляется в Африку на каникулы к своей бабушке, но в результате дает там больше представлений, чем в цирке. Хитрук продолжал работать даже вне студии. «Никогда в жизни я не испытывал такого беспредельного, головокружительного счастья, как в тот день, когда мои рисунки, которые целый месяц маячили перед моими глазами, вдруг соединились в незнакомого мне человечка, и тот зажил собственной жизнью. Произошло чудо, и я оказался к нему причастным», — писал Хитрук.
После создания льва Бонифация Федор Хитрук возвращается к жанру мультфильма для взрослых. Один за другим выходят «Фильм, фильм, фильм» (1968), «Остров» (1973), «Дарю тебе звезду» (1974). Работы режиссера отмечают наградами: на Каннском фестивале 1974 года ему вручили «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм — «Остров», через год в Каннах специальным призом отметят «Дарю тебе звезду». Однако миллионам зрителей всех возрастов Федор Хитрук запомнится серией мультфильмов об увальне-медведе, который очень любит мед, пыхтелки-сопелки и приключения.

Фёдор Савельевмч ХИТРУК и его мультипликационный мир - фото 2Фёдор Савельевмч ХИТРУК и его мультипликационный мир - фото 3Фёдор Савельевмч ХИТРУК и его мультипликационный мир - фото 4Фёдор Савельевмч ХИТРУК и его мультипликационный мир - фото 5Фёдор Савельевмч ХИТРУК и его мультипликационный мир - фото 6Фёдор Савельевмч ХИТРУК и его мультипликационный мир - фото 7Фёдор Савельевмч ХИТРУК и его мультипликационный мир - фото 8Фёдор Савельевмч ХИТРУК и его мультипликационный мир - фото 9«Винни-Пуха я рассматривал как философа, придерживающегося формальной логики. Например... Само дерево жужжать не может. Первый тезис. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела? Второй тезис. А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед. Так, ступенька за ступенькой, он приходил к истине. А зачем на свете мед? Чтобы я его ел».
Советская экранизация сказки Александра Милна о медвежонке Винни-Пухе стала одной из самых любимых и цитируемых за историю «Союзмультфильма», а ее автор был удостоен Государственной премии СССР 1976 года. А автор американской «диснеевской» версии Вольфганг Райтерманн признавался, что советский Винни-Пух понравился ему куда больше собственного.
В 1983 году Хитрук снял свой последний мультфильм — «Лев и бык». Это история о том, как шакал поссорил льва и быка. Животные сошлись в поединке и лишь перед смертью поняли, что шакал их обманул. Мультипликатор вспоминал, что в детстве часто перечитывал эту восточную притчу: «...я... надеялся, что гордые звери не поверят шакалу. А они верили и погибали, и я ревел от горя». Книга стала одним из самых сильных переживаний детства и, по словам Хитрука, впоследствии предостерегла его от подлостей.
В 1993 году он вместе с тремя ведущими отечественными мультипликаторами — Юрием Норштейном, Андреем Хржановским и Эдуардом Назаровым — создал школу-студию «ШАР» («Школа аниматоров-режиссеров»). При поддержке студии, в частности, был снят мультфильм «Русалка» Александра Петрова, который вошел в список номинантов на премию «Оскар» в 1998 году. До 2003 года Федор Савельевич также преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
В последние годы Федор Хитрук проводил много времени с семьей. Для внуков он был прежде всего просто дедушкой и лишь во вторую очередь — знаменитым мультипликатором.
Федор Савельевич Хитрук скончался 3 декабря 2012 года на 96-м году жизни, оставив после себя мультфильмы, с которыми связаны наши первые детские впечатления и теплые взрослые воспоминания.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить