"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков

Человек невероятного таланта и такой же скромности! Его нет более 20 лет - и все его помнят! Даже малыши, которые слышат только "мультяшный" голос!

"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 1Борис Новиков родился 13 июля 1925 года на станции Ряжск-1 в Рязанской губернии. В годы Великой Отечественной войны юноша принимал участие в боевых действиях. (Подробностей найти не удалось). После завершения войны поступил в Школу-студию Юрия Завадского, которую благополучно окончил в 1948 году. В том же году молодой актер был принят в Театр имени Моссовета.
Долгое время Борис Новиков находился в тени старожилов Театра имени Моссовета. Среди его работ тех лет можно выделить, разве что, роль Каргина в спектакле «Чаша радости» 1950 года. По-настоящему актер «выстрелил», когда ему было уже 36 лет. Тогда, в 1961 году, он сыграл Василия Теркина в одноименном спектакле, поставленном по знаменитой поэме А. Твардовского. Успех был ошеломительным! Фронтовики, присутствующие на премьере, подходили к Борису Новикову после спектакля и со слезами на глазах благодарили. А сам Твардовский, обнимая актера, говорил: «Это был, конечно, он!».
Положительно отозвалась о работе Бориса Новикова и пресса. Так, например, Григорий Бояджиев писал: «Актер удивительно виртуозно балансирует на грани «легенды» и «были», он вводит на сцену подлинную русскую народность, которой так не хватало нашему театру в годы культа личности. Ведь изображение народных типов часто сводилось к показу «массовидных простачков», рядом с которыми монументально возвышались "передовики" цельнометаллической ковки».
Такой успех не мог пройти не заметным. Актера тут же представили на Ленинскую премию. Однако этому воспротивился главный режиссер Юрий Завадский. Свое решение он мотивировал тем, что в его труппе Ленинской премии не имеют ни Вера Марецкая, ни Ростислав Плятт – корифеи театра. А тут какой-то Новиков. В итоге премию он не получил, зато заработал зависть со стороны своих коллег по труппе. Да что там зависть, как рассказывала в свое время вдова Бориса Новикова, против него развернули настоящую травлю...
В кино Борис Новиков дебютировал еще в середине 50-х. Поначалу актер исполнял преимущественно небольшие отрицательные роли различных пьяниц, шпаны, бандитов и иностранных шпионов. Как говорится, ничего примечательного...
Сам Борис Кузьмич своими первыми киноуниверситетами считал съемки в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон» (1957-1958 годы), где ему достался образ Митьки Коршунова, свояка Мелеховых. Тоже небольшая роль, но как это было сыграно! С юмором, искрометной иронией. С этой работы можно начинать отсчет блестящих киноперсонажей великого актера.
Среди работ конца 50-х - первой половины 60-х можно отметить: парикмахера Матвея Яковлевича Цыплакова в комедии «Девушка с гитарой», секретаря комсомольской организации Кузьму Михалыча в драме «Друг мой Колька», созданного в сатирическом ключе подпоручика Гибель в военно-приключенческом фильме «Пакет».
Этапной работой в кинокарьере Бориса Новикова стала роль ювелира Исаака Либерзона в популярном остросюжетном телесериале «Адъютант его превосходительства». Старый еврей, у которого петлюровцы убили сына, а большевики его обобрали, лишив не просто средств к существованию, а дела всей жизни. Роль эпизодическая, но по своей мощи – настоящий шедевр, в котором актеру удалось совместить иронию (замечательное выражение: «Какой может быть мужской разговор при таком пайке?») и драму, отразить безысходность его персонажа.
В 1971-1973 года на экраны страны вышел другой телесериал, ставший на многие десятилетия всенародно любимым – «Тени исчезают в полдень». Эта картина сделала из просто известного актера Бориса Новикова настоящую кинозвезду.
Героем Новикова в фильме был Илья Юргин, он же Тарас. Но миллионам зрителей он запомнился по своему прозвищу «Купи-продай». Этот персонаж актер выдумал и раскрасил полностью сам: от мимики и жестов до фраз, ставшими крылатыми. Вообще-то, в работе для Новикова режиссер был непрекословным авторитетом. Он беспрекословно выполнял все требования, но при этом на съемочную площадку актер неизменно приходил с новыми, только что сочиненными репликами, а порой и целыми режиссерскими решениями (эх, умер в Борисе Кузьмиче режиссер!). Это было всегда свежо, остроумно. Как такое не принять?! И после согласования появлялись очередные шедевры. Помните: «Погоди, я донос в комсомол напишу!», «Сучат тут ногами всякие, словно их за голые коленки щупают!», «Пойдут теперь девки, мальчики. Мальчики пойдут... девки... вот», «У них своя свадьба, у нас своя!». И, наконец, самая знаменитая: «Загремим под фанфары!» (вместо «фанфары» Новиков выговаривал забавно: «панфары»). Эта фраза пережила артиста, став по-настоящему народной...

"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 2"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 3"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 4"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 5"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 6"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 7"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 8Есть в нашем кинематографе ряд актеров (как, например, Михаил Пуговкин), которых по праву величают «королями эпизода». В первый ряд таких Мастеров стал и Борис Новиков. Он создавал образы разных людей: смешных и нелепых, вредных и занудных, а порой: пронзительно-трагичных. Объединяло их одно: за каждым небольшим эпизодом чувствовалась целая жизнь. Это были полнокровные персонажи со своим прошлым, со своей историей. Такое сыграть в нескольких кадрах подвластно только большим талантам.
Перечень маленьких шедевров Бориса Новикова впечатляет: веселый, полный идей дед Афоня в комедии «Живите в радости», помешанный на армии генерал Томас Венделер в ироническом детективе «Приключения принца Флоризеля» («У меня не голова, а чугунное ведро... м-м-м... ядро»), ехидный дед Тимофей в комедийной мелодраме «Белые росы» («Я тебе трудности создавать буду»), Григорий Константинович в социальной драме «С юбилеем подождем» («От нервов в крови ацидофилин образуется»), сосед следователя Ярина Митрич в детективе «Убийство на Ждановской» («Изыди, нечистая сила, останься, чистый спирт!»), дед Гришаня в мелодраме «Дамское танго» («Лету фирштейн, капут»).
Фильмы, в которых принимал участие Новиков, могли быть выдающимися и проходными, не были проходными только его персонажи. Некоторые из его героев и имен-то не имели. В драме «Алмазы для Марии» актер появлялся в одном эпизоде в образе старика - гостя на свадьбе, внося живую струю своим хитроватым юмором. Из таких безымянных можно вспомнить: кума в драме «Кадкина всякий знает» («Надо мне парламентером итить. А то тебе- хендехох»), артиллерист в комедии «Трест, который лопнул» («Полдень! Джентльмены пьют и закусывают!»), официант в вагоне-ресторане в фильме «Гражданин Лёшка», скандалист в вокзальном буфете в фильме «Странная женщина».
Новиков был горячо любим и юными зрителями. Точнее не он, а мультипликационные персонажи, которые говорили его неповторимым голосом: черноусый жулик Курочкин из «Приключений Васи Куролесова», собака-рефери в 13 выпуске «Ну, погоди» и многие другие. А самый знаменитый, самый любимый и самый легендарный, конечно же, почтальон Печкин из Простоквашино. И здесь тоже не обошлось без коронных фраз Новикова: «Его в поликлинику надо сдать. Для опытов!», «Почему я раньше вредный был? Потому что у меня велосипеда не было».
Свою последнюю роль в кино Новиков сыграл за год до смерти в фильме "Возвращение броненосца".

"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 9"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 10"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 11"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 12"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 13"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 14"Под панпары!" - Борис Кузьмич Новиков - фото 15В 1971 году у актера случился инфаркт. Кроме того, более двадцати лет Новиков страдал диабетом, и вынужден был уйти из-за болезни из театра. Последние годы жизни Борис Кузьмич был почти прикован к постели, не выходил из дома и даже старался не говорить по телефону. В последние годы Борис Кузьмич и его семья сильно нуждались. Леонид Ярмольник ежемесячно присылал от "L-клуба" по 200 долларов, но этого хватало только на питание. Для лечения средств у Новикова было недостаточно.
Борис Кузьмич Новиков жил тихо, не навязывая себя никому. А о том, что у него не было денег на сантехника, не знали даже соседи в сталинской высотке. Долгое время семья ходила за водой в подвал.
– Почему у нас артисты живут в нищете, надо спросить в правительстве, – говорила актриса Людмила Чурсина. – Борис Кузьмич был человеком, очень чутко ощущающим фальшь, лицемерие и ложь. Его трудно было обмануть. Он был безумно талантливым актером с очень сложным характером. Гении простыми не бывают.
Его ухода 25 июля 1997 года никто не заметил - в Москве проходил Международный кинофестиваль. Когда актер умер, в семье не было денег на похороны, а чиновники от кино отказались помочь семье. Вдова хоронила знаменитого актера практически одна. Пришли только три пожилых родственника. Когда из машины нужно было выносить гроб, не нашлось четвертого человека, чтобы его поддержать. Тогда Надежда Антоновна сама решила в последний раз подставить плечо любимому супругу. К счастью, на помощь ппришел шофер.
Борис Новиков был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. Читатели "Комсомольской правды" собрали деньги на памятник Борису Новикову.

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить